среда, 18 июня 2008 г.

Сетевой эффект в маркетинге или почему Лебедев не может “поиметь Livejournal”

На этот пост меня навел комментарий в блоге “Тёмма“Лебедефф: «Если сиськи выросли, то это уже не педофилия»”.  Посвященный “Боданию” Лебедева с ЖЖ на тему могут ли фотографии подростковых сисек присутствовать в блоге ЖЖ. Суть поста Tёмы - “Лебедев поимел СУП”.

Мне в достаточной мере все равно, кто кого поимел, но хочется порассуждать о том, почему даже столь популярный человек, как Лебедев не может “поиметь Livejournal”.

В маркетинге известен “сетевой эффект”- услуга или продукт, эффективность которого тем выше, чем больше людей им пользуется, например, известна история, когда некий банкир в конце 19 века объяснял, что ему не нужен телефон ибо в Лондоне вполне достаточно мальчиков- посыльных, я хорошо помню. как в 1990 году я пытался объяснить человеку, зачем ему может понадобиться факс аппарат, а он этого совершенно не понимал ибо посылать факсы было некому. Но прошло не слишком много времени и в том и другом случае, как устройства перешли в категорию must have, ибо потребителей стало много и ценность устройства возросла многократно за счет возможности взаимодействия с другими потребителями.

Точно так же в свое время IBM “поимела” Apple, создав условия для быстрого распространения своих намного менее совершенных компьютеров, что вызвало мощный сетевой эффект в виде роста числа производителей, программистов и т.п., выбив Apple с массового рынка в престижную но маленькую нишу “Love mark”.

Сетевой эффект Microsoft Windows/Office в виде возможности обмениваться файлами и программами между пользователями долгое время препятствовал развитию иных программных платформ и оффисных продуктов и только антимонопольные службы заставившие открыть доступ к форматам офисных документов открыли серьезную возможность для появления и развития  альтернативных офисных пакетов и платформ, поскольку совместимость по форматам нивелирует, в данном случае, сетевой эффект.

Кстати сказать, нынешние успехи компьютеров Apple во многом связаны как с переходом на относительно дешевую  аппаратную платформу Intel  так и с появлением пакета Microsoft Office для платформы Apple, что позволило поклонникам Apple присоединиться к подавляющему “оффисному большинству”.

Обратите внимание, что дополнительные ценности “сетевого эффекта” обуславливаются не массовостью продукта, как такового, а именно процесами, связанными с взаимодействием потребителей между собой. Так, например, массовость внедрения бухгалтерии 1С, конечно, создает дополнительные преимущества в виде обученности персонала, доступности обслуживания и т.п., но поскольку  бухгалтерия не подразумевает обмена данными, то потребители иных программ не испытывают никаких особенных проблем, какие, например, могут испытывать, например, люди не имеющие редактора, совместимого с форматом .doc.

Вернемся к Livejournal и Лебедеву (да и любым иным “сетевым революционерам”), фокус в том, что что сообщество Livejournal  обладают мощным сетевым эффектом, нигде больше в Рунете нет подобной платформы с подобным сообществом, нигде больше Лебедев не смог бы набрать 6000 более-менее адекватных читателей, соответственно хлопнув дверью он будет сам себе “злобный буратина”, с другой стороны уход Лебедева ни в коем случае не вызовет массового оттока пользователей, поскольку они привязаны сетевым эффектом, они читают далеко не только Лебедева, и пишут не для него. Более того, любой шум вокруг Livejournal лишь повышает внимание к нему. Поэтому никакие действия ни какого из пользователей Livejournal не могут носить характер силовых и “победы протестующих” это лишь наведение тишины в песочницы со стороны тех, кто имеет заведомое преимущество и “неубиваемую позицию”.

Кстати, замечу, что стандартное СМИ “завалить” на порядок проще, чем Livejournal, поскольку между читателями газеты или зрителями программы нет взаимодействия, а, соответственно, нет и сетевого эффекта, удерживающего потребителей.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет: